Немецкая овчарка Немецкая овчарка

Школа для собак: шаг за шагом


ПРИУЧЕНИЕ К ПРОЦЕДУРАМ

Процедуры ухода и врачебная помощь далеко не всегда приятны собакам. Перед некоторыми процедурами они испытывают страх, некоторые прикосновения они находят неприятными и, прежде всего, мы, люди кажемся им во время этих процедур угрожающими. Уже одно наше пристальное внимание к какой-то части тела с точки зрения собаки представляет угрозу. Но без такого пристального внимания уход за шерстью и контроль состояния здоровья собаки невозможен. Поэтому мы должны вовремя начинать приучение собаки ко всем этим процедурам и втолковать ей, что она после этого, если будет хорошо себя вести, даже может получить лакомство. Тогда это не превратится в главную проблему.

Для всех упражнений, которые будут описаны далее, важно учесть: если собака проявляет страх или защитную реакцию, вы должны на следующем занятии не повышать уровень сложности, а повторить пройденное; если собака сопротивляется изо всех сил во время таких процедур и манипуляций, приучение к которым невозможно разделить на отдельные более легкие навыки, значит, придется непременно настоять на своем и крепко - но ни в коем случае не ругая! - прижать собаку. Ждите до тех пор, пока она не ослабит сопротивление (это может быть долго), и похвалите ее, как только она явно успокоится.

Внимание! Если собака воспринимает вас во время процедур ухода как угрозу, или клацает на вас зубами, или кусает, вы должны непременно принять меры предосторожности! В таком случае начните с обучения навыку ношения намордника. Другие упражнения начинайте только тогда, когда собака хорошо привыкнет к наморднику, и его можно будет без проблем надеть во время упражнений по уходу.

В рамках упражнений по отработке навыков и привычек, необходимых в жизни домашней собаки, можно использовать тот факт, что собаки устанавливают очень тесную связь с обстоятельствами. Если вы занимаетесь с собакой упражнением дома, можете применить такой трюк, при помощи которого можно дома хорошо приучить собаку, например к посещению ветеринара. Введите для этого особый сигнал, означающий для собаки, что предстоит занятие по уходу. В качестве сигнала может служить большое полотенце. Если собаку всегда упражняют на таком полотенце, то она свяжет этот сигнал почти автоматически с навыком. Отправляясь к ветеринару, возьмите это полотенце с собой и расстелите его на смотровом столе. Тогда собака почувствует себя в ситуации, сходной с учебной, которая ей знакома, и будет менее испугана.

Прочесывание шерсти

Совет! Если ваша собака плохо переносит прочесывание или очень беспокойна, часто помогает такой трюк: намажьте на большую разделочную доску или тарелку тонкий, но закрывающий всю ее поверхность слой печеночного паштета или плавленого сыра. Разрешите собаке это облизывать, а сами приступайте к обработке шерсти. Соблюдайте при этом важное правило, чтобы сделать в будущем собаку терпеливой: неприятную для нее процедуру нужно закончить прежде, чем окончится ваше лакомство. Придется постепенно продвигаться, не стараться сразу обработать всю собаку, а по очереди одну за другой части тела.

Не каждой собаке необходимо прочесывать шерсть. В зависимости от типа шерсти и ее длины процедуры ухода за шерстью могут быть весьма долгими, при которых также иногда приходится щипать шерсть. Более того, собаки воспринимают многие процедуры ухода за шерстью, как угрозу, если не были обучены в связи с этим не придавать никакого значения якобы угрожающим жестам и не жевать щетку. Поэтому стоит продолжать приучать собаку к щетке до тех пор, пока она ее грызет и радуется этому. Следите, чтобы во время этих занятий не брать щетку с острой или проволочной щетиной, которой можно поцарапать кожу и сделать мучительной для собаки процедуру расчесывания шерсти. Это упражнение в измененной форме, но в той же последовательности, вы можете использовать для приучения к вытиранию собаки после купания или к стрижке когтей.

План занятий!

  • Упражняйтесь с собакой, прикасаясь ко всем частям тела. При этом начинайте с тех мест, которые собака сама подставляет или спокойно позволяет трогать.
  • Затем начинайте ненадолго дотрагиваться до тех мест, прикосновение к которым вызывает у собаки беспокойство. Вознаграждайте лакомством.
  • В последующие дни развивайте терпение собаки, трогая ее все дольше. Не забывайте поощрять ее почаще. Используйте для этого моменты, когда собака ведет себя спокойно и послушно.
  • Если собака стала позволять трогать и сжимать ее кожу в любом месте, начинайте упражнения со щеткой. При этом поступайте в той же последовательности, как это описано выше.

Совет! Если ваша собака уже достаточно послушна, то во время отработки навыков терпения во время процедур ухода вы можете использовать соответствующие команды. С собаками, которые еще обучаются этому (собака-"ученик", собака-"подмастерье"), конечно, так поступать не рекомендуется.

  1. Начинайте работать щеткой там, где собаке это приятно. Этой собаке нравится, когда ей чешут шерсть на шее, но она неохотно дает расчесывать ноги. Поощряйте собаку, когда она стоит спокойно. Положение ушей показывает нам, что она не совсем расслабилась.
  2. Всегда, когда ситуация требует этого, вы должны демонстрировать примирительные позы. Например, как тут: отведение взгляда, поворот головы в сторону.
  3. Проблемные места чешите недолго и поощряйте собаку сразу же, если она ведет себя прилично. Частые повторения и "фальстарты" примиряют собаку с этой ситуацией. Конечно, и здесь рекомендуется время от времени принимать позы примирения.

Ношение повязки

Почти каждая собака была хотя бы раз ранена или травмирована. Если больное место нужно обработать лекарством и наложить повязку, то это может оказаться весьма затруднительно. Возможно, рана еще причиняет ей боль, а повязка непривычна и мешает собаке. Вторую проблему вы можете, однако, заранее исключить, если в целях профилактики приучите собаку носить разные повязки. Одновременно вы должны внушить собаке, что она не имеет права сама снимать повязку или использовать ее как "игрушку для грызения". Забинтуйте собаке сначала одну лапу. А затем постепенно приучайте к ношению повязки на других частях тела в той последовательности, как поступали во время упражнений со щеткой. Постепенно увеличивайте время ношения повязки. Не забывайте держать собаку почти постоянно под контролем, а, кроме того, сосредоточивать ее внимание на другом или просто отвлекать. Спустя некоторое время можете постепенно ослаблять отвлекающую помощь. После наложения повязки отвлеките собаку лакомством. По тому, как эта собака держит лапу с повязкой, можно понять, что все это для нее очень непривычно. Теперь поманите ее лакомством. Собака с повязкой должна сделать несколько шагов.

Закапывание лекарства в глаза

Травмы глаз или воспаление бывают у собак довольно часто. Тогда приходится закапывать в глаза лекарство. Но именно манипуляции в области головы собака воспринимает как особенно угрожающие, к тому же вам придется смотреть ей прямо в глаза. К этой процедуре собаку можно приучить.

  • Положите на лоб собаки руку ребром с бутылочкой. Отверстие капельницы должно быть при этом направлено вниз.
  • Поддержите другой рукой подбородок собаки, слегка приподнимите ее голову кверху.
  • Если собака зажмуривает глаза, очень нежно подтяните вверх кожу на лбу собаки ребром лежащей здесь ладони, а пальцами руки, поддерживающей подбородок, подтяните кожу морды вниз. Тогда глаза раскроются пошире.
  • Капните одну каплю в глаз и похвалите собаку за помощь, если вела себя спокойно.

При этом методе тренировки собака практически не видит пузырька с каплями, потому что вы держите его над глазами и чуть позади них.

Ношение защитного воротника

Часто после операций или ранений собаке приходится носить защитный воротник, который не дает ей разлизывать шов или рану. Если собака, очнувшись после наркоза, внезапно обнаружит на себе это неудобное сооружение, она испытает нервное потрясение. Такого стресса можно избежать, если заранее приучить собаку, что этот "забавный" предмет просто дополнение к веселой игре. Дать собаке возможность освоиться с защитным воротником можно точно так же, как вы обучали ее "на всякий случай" ношению повязки или намордника. Тогда в случае необходимости ваша собака не испугается. Здоровая собака с готовностью обучается, особенно когда получает лакомство, а больная или только прооперированная собака обычно пуглива и напряжена.

Внимание! Есть две причины, по которым ношение воротника так тревожит собаку. Во-первых, воротник сужает поле зрения, а, во-вторых, собака в воротнике то и дело стукается им о мебель или дверной косяк, мимо которых она привыкла проходить свободно. Поэтому отработку навыка ношения защитного воротника нужно вести не спеша, чтобы собака во время занятия не испытала страха.

  • Сначала разложите раскрытый воротник на земле и разрешите собаке взять несколько кусочков лакомства, которые вы туда положили.
  • На втором этапе упражнения держите воротник чуть выше груди собаки...
  • ...и снова дайте собаке взять лакомство с воротника или вынудите ее протянуть голову вперед к вашей руке с лакомством.
  • Следующий этап состоит в том, чтобы постепенно приблизить воротник к шее собаки и застегнуть его. По этой собаке видно, что она чувствует себя неуверенно. Если вы это заметили, нужно упростить упражнение!
  • В таком случае вернитесь к первому упражнению, упражняйтесь часто и постепенно усложняйте требования.
  • Если у вас есть помощник, сделать это упражнение будет совсем просто. Один должен очень медленно застегнуть воротник (желательно разделить на несколько занятий), в то время как другой отвлекает собаку лакомством.
  • Если удалось закрепить воротник за ушами, то, чтобы не довести собаку до стресса, сначала оставляйте его застегнутым ненадолго. За послушание собака должна получить лакомство, а через несколько секунд после этого вы снимете воротник.
  • В последующие дни можно начинать очень постепенно увеличивать время. Старайтесь, чтобы собака сосредоточила внимание на чем-то ей интересном, например любимой игрушке, и не волновалась из-за надетого воротника.

Совет! Собакам, которым это упражнение кажется угрожающим, сначала следует придерживать воротник вокруг шеи, но не застегивать, чтобы в любой момент вы могли легко снять его.

Следующие этапы занятия

Как только вы можете свободно застегнуть воротник на собаке, наступает время учить собаку передвигаться в нем. Привлеките ее лакомством, чтобы прошла вперед. Сначала дома, через комнату, но выберите путь, где она ни с чем не столкнется. Хвалите и вознаграждайте ее чаще, чтобы упражнение доставляло ей удовольствие и чтобы она "забыла" о надетом воротнике. Это упражнение должно быть коротким.

  • Если это хорошо получилось, вы можете начинать подманивать собаку в воротнике, так чтобы она прошла у ножек стола. Пусть даже слегка стукнется о них, но следите за тем, чтобы собака шла медленно и при ударе не испугалась.
  • Оставьте собаку ненадолго в воротнике, но не занимайтесь с нею. Время от времени хвалите ее, конечно, если она совсем расслабилась. Будет отлично, если вы приучите ее спать в воротнике.

Ношение намордника

Для отработки этого навыка нужно выбрать такой намордник, в котором собака может свободно дышать и пить воду, потому что это жизненно важные потребности, и об этом никогда нельзя забывать. Приучение к наморднику нужно разделить на отработку отдельных навыков и сделать каждый шаг обучения приятным для собаки. Так легче приучить к этому собаку, и довольно скоро она согласится носить намордник.

Совет! Лучше всего, если во всей первой фазе тренинга вы будете развлекать собаку, когда она в наморднике, и после нескольких упражнений будет жаждать, чтобы ее именно так поощрили. Так она усвоит, что ношение намордника, такое неприятное сначала, оказывается всегда связано с чем-то приятным - с вашим вниманием или пищевым поощрением.

  • Положите на край намордника изнутри кусочек очень вкусного лакомства и разрешите собаке съесть его.
  • Постепенно усложняйте упражнение, укладывая кусочек все дальше в глубь намордника, с тем, чтобы собаке приходилось самой всовывать морду, пытаясь достать лакомство.
  • Когда собака станет охотно засовывать морду в намордник, можете предложить ей кусочек лакомства через отверстие для носа. Заманив таким способом собаку, постарайтесь, чтобы она задержала морду в наморднике на мгновение подольше. Постепенно она станет держать морду относительно долго, чтобы вы успели застегнуть лямки намордника за ее ушами.
  • Похвалите ее и дайте кусочек лакомства, который можно просунуть через отверстие в наморднике. Постепенно увеличивайте время, которое собака остается в наморднике. Начните с нескольких секунд и постепенно приучите ее спокойно оставаться в наморднике сколь угодно долго.

Внимание! С самого начала строго следите за тем, чтобы собака не царапала намордник лапами, пытаясь стянуть его с носа. Если такое случилось, значит, вы слишком рано перешли к этой фазе отработки навыка.

Играйте с собакой в перерывах между упражнениями, чтобы все занятия приносили ей удовольствие. Особенно это важно при отработке привычек к процедурам ухода и гигиены, так как тесный контакт, например при надевании намордника, воспринимается многими собаками как угрожающий жест или приносит неприятные ощущения.

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

По каким признакам вы можете определить хорошую школу для собак?

Общие условия

  • Радостное желание собак работать должно бросаться в глаза.
  • Тренер должен знать уровень подготовки каждой собаки и учитывать его при построении занятий как с ней, так и с группой, а также при составлении учебной группы.
  • Чередование интенсивных занятий и игровых пауз должно соответствовать уровню индивидуальной подготовки собаки (и, соответственно, учебной группы).
  • Концепция тренинга должна систематически подрабатываться, чтобы соответствовать работоспособности группы. Отработка каждого навыка должна идти постепенно.

Организация группы

  • С тем чтобы избежать стрессовых ситуаций из-за личной непереносимости отдельных членов группы, ее принимают во внимание при индивидуальном подборе в группу.
  • В щенячьей группе следят за тем, чтобы только щенки (собаки до 4 мес.) и при необходимости отдельные более старшие, очень хорошо социализированные, совершенно некусачие собаки участвовали в совместных занятиях.
  • Размер группы должен быть таким, чтобы каждый ученик мог оставаться в поле зрения тренера. Смотря по количеству имеющихся в наличии тренеров, величина группы должна составлять от шести до восьми участников (собака + владелец), ни в коем случае не больше. Отлично, если вся семья может принимать участие в тренировках, однако нужно следить за тем, чтобы группа оставалась обозримой, а в группе начинающих не должно быть излишних отвлекающих моментов.
  • В группе начинающих часто возникает необходимость что-либо объяснить, поправить или показать. Такая группа должна состоять максимально из четырех-пяти участников.
  • Владельца побуждают и обучают самому работать с собакой. Тренер только руководит группой. Если нужна поправка, он должен обратить внимание владельца на ошибку и объяснить.

Методика тренировки и окружающее пространство

  • Тренировка должна базироваться на принятом в биологии научения принципе "Желательное поведение, действие или поступок поощряются и приносят удовольствие", а в случае необходимости должна включать методику повышения концентрации внимания.
  • Тренер должен располагать солидными и современными знаниями применительно к этологии, содержанию, кормлению и биологии научения. Посещение курсов повышения квалификации по этим дисциплинам само собой разумеется. Он должен, кроме того, обладать общепринятой современной методикой обучения и уметь ее применять индивидуально.
  • Тренер должен уметь своевременно распознавать стрессовые ситуации и тут же гибко менять тренинговую концепцию, умело применяя антистрессоры.
  • Один из важнейших показателей - уровень шума. Если лай собак слишком громкий, сосредоточенная работа будет невозможна. Кроме этого, в таком шуме важные разъяснения тренера могут не дойти до владельцев собак. Но не только шум от собак может мешать. Шум от окружающей среды также не должен превышать определенного уровня.
  • Само собой разумеется, должен быть дружественный тон обращения тренера с учениками! Собачья площадка, на которой приходится орать, явно сомнительного качества. Кроме того, следует помнить, что собаки, конечно, лучше слышат, чем люди, в том числе и владельцы собак.
  • Обратите внимание - вспомогательные средства должны быть только щадящие, например широкий ошейник. Понятно, что могут также быть использованы другие вспомогательные средства, такие как свисток, кликер, игрушки и т. п., или для определенных тренировочных требований также можно использовать волочащийся поводок или собачью уздечку. Если собаке нужно работать в наморднике, то нужно следить, чтобы он не мешал дышать и пить.

Особенности

  • Индивидуальные советы очень важны. Ни одна собака не похожа на другую. В тренинге следует принимать во внимание особенности разных пород собак.
  • Хорошо, когда можно применить различные формы тренировок: индивидуальное обучение, тренировка в группе, свободные соревнования на снарядах, курсы для щенков, советы перед покупкой щенка, теоретические занятия для владельцев и т. п. Так как собаки обучаются в связи с контекстом, большим плюсом собачьей школе будет, если место для занятий находится вне привычной для собаки местности. Желательно и ценно, если тут установлено тесное взаимодействие с ветеринарным врачом. Особенно если предстоит тренинг проблемной собаки, может потребоваться точный диагноз врача. Проблемные собаки должны приниматься в группы только в отдельных случаях, с опытным тренером. При проблематичном поведении какой-либо из собак, ей сначала рекомендуется индивидуальный тренинг. Должна быть предусмотрена возможность задать вопрос тренеру. Его ответы должны быть понятными и не содержать слишком много специальных терминов. Должно быть общим правилом, что новые клиенты хотя бы один раз до тренировок обязаны показаться, прежде чем примут решение влиться в коллектив. Ветеринарный паспорте отметками о регулярных осмотрах, вакцинациях и дегельминтизации, а также страховое свидетельство собаки должны проверяться при записи.
1 2 3 4 5

Селина Дель Амо

все статьи

.   .
Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 © 2004-2017 Assauwehof :|: © Design by Lobodevich