|
|
Создавая успех. Воспитание необычного чемпиона
Уровень поощрения.
Уровень поощрения, говоря просто, это количество поощрения, которое собака получает в каждый момент тренировки. Это количество может меняться в зависимости от того, какой вид подкрепления вы используете (использование игрушек занимает больше времени) или какое поведение вы отрабатываете. Работая с простым поведением, как касание носом руки, собака получит больше поощрения, чем во время работы над высылом на 15 метров.
Боб Бэйли указывает, что уровень поощрения должен быть таким, чтобы поддерживать возобновление поведения. Если вы подкрепляете слишком редко, вы можете вызвать у собаки стресс и замешательство. Если вы подкрепляете слишком часто, вы впустую тратите ресурс (количество еды, которое может съесть животное, ограничено!). Более того, ваше поощрение должно быть пропорционально реакции собаки. Если собака не понимает условия, при которых вы ее поощряете, то вы ее просто кормите, а не поощряете за поведение. Случалось ли вам, стоя за рингом перед выступлением, кормить собаку в надежде, что она хорошо выступит? Собака учится: лакомство ни за что (за рингом) и отсутствие лакомства за работу (в ринге). Поскольку подкрепление создает поведение, видите, насколько ваше поведение нелогично для собаки? Собаки так же легко учатся работать медленно и неуверенно при наличии непонятных критериев поощрения, как при использовании методов физической коррекции. В обоих случаях замешательство ведет к стрессу.
Ваш уровень подкрепления должен быть высок при начале обучения новому упражнению или введения нового критерия. Когда собака уверенно предлагает новую реакцию, вы можете снизить уровень подкрепления, поскольку правильный ответ - тоже подкрепление для собаки. Например, высокий уровень подкрепления поможет при обучения щенка сидеть. Когда он уже научился садиться по команде, щенку не требуется поощрение всю жизнь каждый раз, как он предложит этот вариант, поскольку посадка часто ведет к другому, также поощряемому поведению - подзыву, возможности прыгнуть барьер.
Диагностическая таблица дрессировки.
Понимание важности выбора времени, установления критериев и уровня поощрения может помочь вам выяснить слабые места ваших занятий. Таблица поможет вам понять, что нуждается в улучшении.
Проблема |
Диагноз |
Собака постоянно останавливается незадолго до выполнения требуемого действия |
Вы слишком рано отмечаете поведение |
Собака начинает предлагать поведение, но ваши тренировки заканчиваются тем, что она просто смотрит на вас |
Вы слишком поздно отмечаете поведение |
Ваши тренировки регулярно заканчиваются тем, что собака предлагает "неожиданные" варианты, которые вы, вроде бы, и не отбирали... |
Вы отмечаете поведение противоречиво. |
Ваша собака регулярно "забывает" уже, казалось бы, хорошо выученные навыки |
Вы повысили критерии, установленные изначально, и поощряли собаку за другие варианты, так что теперь она не уверена, что принесет вознаграждение |
Собака предлагает и другие реакции вместе с желательными (например, касается мишени носом и лапой) |
Вам нужно больше критериев для тренируемого поведения. Вернитесь назад и измените окружающую среду собаки так, чтобы она смогла предложить только один вариант. Постепенно дайте ей больше возможности предложить больше одного варианта. |
Похоже, что даже самое простое поведение нужно тренировать целую вечность |
Вы недостаточно повышаете требования. Вашим критериям легко соответствовать. |
Собака "скисает", отказывается предлагать варианты, пытается убежать |
Вы слишком резко повысили требования, проскочив несколько шагов. Разделите поведение на более мелкие элементы. Или слишком низок уровень подкрепления для этой конкретной собаки на данной конкретной стадии обучения |
Собака не очень любит тренировки |
Надо использовать более интересное для нее поощрение. |
Собака очень любит работать, но прогрессирует медленно |
Возможно, вы поощряете один и тот же уровень прилагаемых собакой усилий (опять вопрос критериев) |
Когда вводить команду.
Перед тем, как вводить команду, ответьте себе на два вопроса:
- Нужна ли она мне прямо сейчас? Есть ли другие сигналы, по которым собака ориентируется, что надо делать (положение руки для касания носом ладони, присутствие слалома)?
- Полностью ли собака понимает критерии, которые я наметила для этого поведения в любом месте без подсказок и намеков с моей стороны?
Когда собака сначала учится проходить слалом, ее исполнение этого упражнения будет не таким хорошим, как через несколько месяцев занятий. Она может неправильно войти, или не дойти весь ряд до конца, или просто идти медленно. Если вы дадите название в виде команды этому несовершенному исполнению, каждый раз, когда вы будете командовать ей, вы будете побуждать ее к неточным или медленным действиям. То, что мы учим первым, мы помним лучше всего! В большинстве случаев собака будет справляться с этими сложностями, но они дадут о себе знать, когда она будет в состоянии стресса. Возможно, на ваших первых соревнованиях ваша собака вспомнит, что раньше команда "Слалом" ассоциировалась у нее с пробегом мимо ряда палок.
Более правильный подход - не называть поведение, пока оно не достигло совершенства. Когда вы готовы ввести команду, подождите, пока не убедитесь, что собака точно собирается выполнить упражнение. Прямо перед тем, как она начнет, тихо дайте ей команду, которой вы отныне хотите обозначать это действие. Если собака получала достаточно подкрепления этого поведения в прошлом, звук вашего голоса не помешает ей закончить действие, и вы сможете поощрить ее как обычно. Если же она остановится, как только вы заговорили, подождите. Не поддайтесь искушению повторить команду. Вам надо, чтобы собака знала, что одна команда требует одного действия. Если вы будете терпеливы, нескольких повторений упражнения хватит, чтобы собака уверенно выполняла ваше задание по первой команде. Гораздо больше времени потребуется, чтобы собака начала выполнять его в любой обстановке в любое время, но и это придет с терпением и практикой.
Если вы меняете команду или, например, переключаетесь с жеста на голос, используются те же принципы: Добавьте новую команду перед прежней, которую собака уже знает. Например, при обучении собаки слалому, если вы сначала использовали команду "Змейка" для прохождения четырех стоек, а теперь ваша собака уже уверенно проходит полный слалом на скорости, вы можете решить, что пора сменить команду на "Слалом". Теперь ваша команда должна звучать так: "Слалом, змейка!" Через несколько успешных повторений вы сможете совсем убрать команду "Змейка".
Стимульный контроль.
Когда вы решаете, что настало время вводить команду, вы должны следить за тем, чтобы не подкреплять реакцию, не вызванную вашей командой. Когда поведение берется под стимульный контроль, животное получает подкрепление только в том случае, если оно предъявлено по команде. Видели ли вы когда-нибудь собаку, знающую несколько дежурных трюков? Каждый раз, когда владелец достает кусочек, собака не ждет команды; она демонстрирует весь репертуар. Это поведение не взято под стимульный контроль.
Точно так же, когда поведение находится под стимульным контролем, то по конкретной команде животное демонстрирует соответствующее поведение, и только его. Если вы попросите собаку сесть, она не ляжет. Если же собака все же ляжет, то это показывает, что ни одна из команд, "Сидеть" и "Лежать", не находится под стимульным контролем, поскольку собака не может их дифференцировать. Если собака стабильно отвечает на команду верно, вы контролируете стимул (команду) для каждой реакции. Чтобы получить этот контроль, не называйте поведение, пока вы не уверены, что собака понимает все критерии, установленные вами для этого действия. Если вы просите дать лапу, а собака кувыркается, ничего не говорите. Подождите, пока собака перестанет предлагать любые варианты и сфокусируется на вас, и потом еще раз попросите дать лапу. Важно не повторять команду сразу. Вы хотите научить собаку реагировать на первую команду. Если вы слишком быстро повторите ее, вы можете связать у собаки вместе нежелательный ответ (кувырок) с подкреплением, которое собака получит, когда в конце концов подаст лапу.
Миф о "желании работать".
Дрессировщики часто определяют собаку как имеющую или не имеющую "желание работать". Собака, выказывающая громадный энтузиазм к обучению и стремящаяся к деятельности, обычно называется "имеющей хорошее желание работать". На самом деле, то, что люди обозначают "желанием работать", является продуктом "истории поощрения", которое не только помогло вам научить собаку определенным навыкам, но и приучило ее любить занятия. Справедливо, что некоторым собакам от природы дан более активный темперамент (Баз очень рано начал это демонстрировать). Этот драйв, или желание работать, однако, можно выработать умелой дрессировкой так же легко, как и погубить неумелой. Называя это явление "желанием работать", мы намекаем, что у некоторых собак оно есть, а у других нет.
К сожалению, эта точка зрения побуждает многих дрессировщиков отказаться от работы с собакой и отдать ее, когда они решают, что у нее нет желания работать. Осознание того, что желание работать создается дрессировщиком с помощью правильного поощрения побудит тренеров заниматься каждой собакой, которую они покупают. Желание работать и отношение к этому процессу собаки - индикатор того, насколько дрессировщик понимал, что именно он поощрял. Многие тренеры готовы навесить на собаку ярлык из-за того, что она не хочет работать в дождь или в жару, или в холод, но та же самая собака с энтузиазмом гоняется за белками в тех же самых условиях. Разница в ценности поощрения: бегущая белка возбуждает, так что собака очень мотивирована на погоню за ней. Если занятия послушанием или аджилити хоть немного менее захватывающи, чем дразнящаяся белка, то мельчайшее отвлечение или сложность могут побудить собаку отказаться от работы. Использование термина "желание работать" обвиняет собаку за неумелость дрессировщика. Если же определить эту проблему как "недостаточное внимание дрессировщика к поощрению", то обвинения попадут по адресу. Если у вас какая-то проблема в обучении, помните: проверьте свои расчет времени, отбор критериев и уровень поощрения. Не обвиняйте собаку!
Программа D.A.S.H.: организация тренировочных приоритетов.
В аджилити мы все хотим, чтобы наши собаки точно выполняли все указания на ненормальной скорости в любых условиях. Но над каким фактором работать сначала? D.A.S.H. - это акроним, который я использую со своими учениками, чтобы описать порядок дрессировочных приоритетов: желание, точность, скорость, условия.
Desire - Желание: Первое, что должна ваша собака, - иметь желание работать с вами. Это этап, где вы имеете дело со всеми подавляющими последствиями павловского научения (см.Выработка противоположных условных рефлексов: борьба огня с огнем). Некоторым собакам не хватает желания работать с вами из-за стресса, отвлечения или низкого уровня поощрения. Вместо того, чтобы пытаться учить незаинтересованную собаку сидеть или лежать, вашим приоритетом должно быть усилить это желание с помощью специальных игр (1-2-3 и "потягушки"). У База было полно "D", но поначалу оно не было направлено на меня. Моей задачей было сделать его заинтересованным во мне, а не в окружающем мире. Когда Баз высовывался из-за меня, чтобы посмотреть на соседнего щенка в группе, не имело смысла пытаться учить его сидеть или лежать.
Accuracy - Точность: Когда желание вашей собаки сфокусировано на вас, вы можете гораздо более успешно заниматься точностью поведения (например, сидеть или касаться ладони). Вам надо стараться создать один маленький фрагмент поведения за один раз, а не пытаться научить сразу всему комплексу действий.
Speed - Скорость: Только когда собака полностью понимает, что вы хотите увидеть, вы можете поработать над скоростью. Скорость приходит с пониманием. Вы не можете быстро вести машину, пока не знаете, куда вы едете (и как контролировать машину). Я не ожидала от База в группе такой же быстрой посадки, как дома, пока он не понял, что "Сидеть" означает сесть немедленно где угодно и когда угодно.
Habtitat - Условия: Условия важны в течение всего обучения. Вы должны менять окружающие условия как можно чаще, чтобы помочь собаке научиться применять выученное в любом месте. Только потому, что Баз умел сидеть, перетягивать игрушку или касаться носом руки дома, я не могла ожидать от него такого же уровня исполнения в более отвлекающих условиях (в группе щенков или на соревнованиях по аджилити). У большинства из нас возникли бы проблемы, сядь мы за руль в Англии в первый раз. Наш водительский стаж может быть много лет, но при изменении условий придется ехать медленно, чтобы привыкнуть. Помните об этом, когда теряете терпение из-за собаки, работающей в новом месте. Не все собаки обобщают свои знания с одинаковой скоростью. Вам понадобится поддерживать высокий уровень поощрения, чтобы помочь собаке достичь успеха в как можно большем количестве мест.
Сюзан Гарретт
Создавая успех. Воспитание необычного чемпиона
все статьи |
|